В то время как Вторая мировая война довершала разрушение международной валютной системы, в ходе Конференции объединенных наций по валютным и финансовым вопросам в июле 1944 в Бреттон-Вудсе (шт. Нью-Гемпшир), наметился очевидный сдвиг в сторону налаживания сотрудничества между государствами в валютной сфере, которое практически отсутствовало в межвоенный период. Хотя традиционно считается, что Бреттон-Вудская система существовала в период с 1944 по 1971, в действительности она успешно функционировала лишь между 1959 и 1968. С 1946 до января 1959 валютные курсы поддерживались за счет стабилизационных кредитов, Программы восстановления Европы и региональных платежных и иных соглашений типа Европейского платежного союза. Лишь в 1959, когда валюты стран Западной Европы стали свободно конвертируемыми, Бреттон-Вудская система начала функционировать в полном объеме, и именно в 1960-х годах она фактически распалась. С 1968 вся система "корректируемой привязки" (гибкой системы фиксации валютного курса, позволяющей периодически изменять базу) висела на волоске и в 1971 прекратила свое существование. Дискуссии, в ходе которых в июле 1944 вырабатывались положения Бреттон-Вудского соглашения, велись преимущественно между американцами и англичанами, однако в окончательном варианте соглашения соображения, высказанные американцами, были отражены гораздо полнее, нежели предложения англичан. Хотя выдвинутый Кейнсом план создания валютного союза был отклонен, в Бреттон-Вудсе удалось договориться об учреждении Международного валютного фонда. Его устав содержал три главных элемента. Во-первых, каждый член МВФ должен был установить валютный паритет (официальный курс национальной валюты к золоту или резервной валюте) и не допускать отклонения курса от паритетного более чем на 1% в ту или иную сторону. Хотя все валюты формально признавались в уставе равнозначными, статья IV в центр всей системы помещала золото или доллар США (фиксированная цена золота на тот момент равнялась 35 долл. за 1 унцию). Поскольку США были единственной страной, выражавшей стоимость своей национальной валюты в золоте, всем другим странам следовало зафиксировать паритеты национальных валют в долларах США и не допускать отклонения их курсов более чем на 1% от паритетного. В случае "фундаментального нарушения равновесия" платежного баланса какой-либо страны валютный паритет мог быть изменен лишь после консультаций с другими членами организации (статья IV, раздел 5). Понятие "фундаментального нарушения равновесия" никогда не было четко определено и позднее неоднократно становилось предметом споров между государствами-членами МВФ. Оговорка об обстоятельствах, дающих право на освобождение от договорной обязанности, отличалась от той, что существовала в эпоху золотого стандарта, так как в новых условиях государства уже не могли рассчитывать со временем вернуться к первоначальному валютному паритету. Во-вторых, в соответствии со статьей VIII предполагалось, что государства-члены МВФ введут свободную конвертируемость национальных валют по текущим операциям, и для решения этой задачи статьей XIV предусматривался трехлетний переходный период. Установление национального контроля за движением капитала не запрещалось (статья VI, раздел 3), однако государствам-членам предписывалось воздерживаться от дискриминационных валютных мер и множественных валютных курсов. Наконец, МВФ получал право оказывать финансовую поддержку странам, испытывающим кратковременные или среднесрочные проблемы с платежным балансом и вводить санкции против стран с большим положительным сальдо платежного баланса. Права членов МВФ на заимствования из Фонда, а также размеры их взносов и количество голосов при голосовании устанавливались на основе закрепленных за ними квот. Квота каждой страны определялась, исходя из ее доли в совокупном мировом доходе, объеме мировой торговли и международных резервах. Квота должна была вноситься золотом или долларами США (25%) и национальной валютой данной страны (75%). Странам разрешалось свободно производить заимствования в пределах их квот, однако любые дополнительные заимствования были сопряжены с соблюдением ряда строгих условий. Первоначальный фонд средств МВФ был установлен в размере 8,8 млрд. долл. и по решению, принятому большинством голосов, мог увеличиваться каждые пять лет. В отношении стран, имевших большое положительное сальдо платежного баланса, МВФ имел право прибегнуть к оговорке о дефицитной валюте (статья VII). При вступлении в силу данной оговорки страны-члены МВФ должны были ввести валютный контроль, ограничивающий импорт и другие текущие операции в отношении страны с большим активом платежного баланса. В первые годы после окончания войны широкое распространение в мире получили двусторонние торговые и платежные соглашения, чтобы торговать в условиях, когда практически все страны за пределами долларовой зоны прибегли к мерам контроля за торговлей и платежами. США принимали платежи исключительно в долларах или золоте, а другие страны долларовой зоны - прежде всего Канада и страны северной части Латинской Америки - также практически во всех международных операциях пользовались американским долларом. В результате все остальные страны, испытывавшие острую нужду в долларах, несмотря на значительную американскую помощь, имели весьма ограниченные возможности в торговле со странами долларовой зоны. Великобритания оказалась в состоянии сохранить высокую степень свободы в торговле и движении капитала в пределах стерлинговой зоны, однако была вынуждена ввести строгие ограничения на торговлю со странами, которые отказывались принимать платежи в неконвертируемых фунтах стерлингов.
1950-е годы. Учрежденный в 1944 в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением Международный валютный фонд в первые десять лет (1946-1956) своего существования мало что сделал для восстановления свободы торговли и свободной конвертируемости валют. Он всего лишь регистрировал как "паритеты" валютные курсы, сообщаемые ему странами-членами. Основной вклад в восстановление конвертируемости валют внес Европейский платежный союз (ЕПС). В период с 1950 по 1958 в ЕПС действовала система многостороннего клиринга, заменившая систему двусторонних расчетов. ЕПС позволил входившим в него государствам производить комбинированные расчеты друг с другом конвертируемыми долларами в сочетании с требованиями к ЕПС, которые можно было использовать на всей территории ЕПС (т.е. в стерлинговой зоне и во всех странах Западной Европы, за исключением Испании). Успех ЕПС в конечном счете привел к его упразднению. Страны ЕПС, ранее страдавшие от огромных дефицитов платежных балансов, теперь имели растущее положительные сальдо международных платежей. В декабре 1958 они формально восстановили конвертируемость своих национальных валют. Однако это означало возврат к тому же самому золотовалютному стандарту, недостатки которого стали причиной краха международной валютной системы в 1931. Прирост мировых резервов вновь начал зависеть от (1) величины и устойчивости дефицита платежных балансов Великобритании и особенно США и (2) желания зарубежных центральных банков аккумулировать конвертируемые в золото стерлинговые и долларовые требования, воздерживаясь при этом от конвертации этих требований на чрезмерно большие суммы в дефицитное золото. По мере того как внешняя задолженность Великобритании и США год от года возрастала и вскоре превысила величину золотого запаса этих стран, а правительства зарубежных государств все больше убеждались в том, что, сохраняя существующую международную валютную систему, они вынужденно финансируют дефициты Великобритании и США (политику которых они не могли контролировать и временами не соглашались с ней), два вышеназванных условия начинали противоречить друг другу.
1960-е годы. Первый кризис разразился в октябре 1960, когда цена золота на частном рынке за короткое время возросла до 40 долл. за унцию при официальной цене 35 долл. за унцию. За этим кризисом последовали золотой, долларовый и стерлинговый кризисы. Такое развитие событий могло бы вскоре завершиться крахом всей мировой валютной системы, подобным краху 1931, однако в действительности оно привело к небывало тесному сотрудничеству всех ведущих государств мира в валютной сфере и повысило готовность стран, обладавших избыточными резервами, продолжать финансировать операции по спасению валютной системы в период, пока шло обсуждение фундаментальных реформ. Упадок золотовалютного стандарта. В условиях существования традиционного золотовалютного стандарта каждая из стран пытается поддерживать стоимость своей национальной валюты относительно валют других стран путем покупки ее на свободном рынке в периоды, когда ее курс падает под воздействием общего дефицита платежного баланса страны, и продажи, когда курс растет благодаря общему положительному сальдо международных платежей. Термин "золотовалютный стандарт" вошел в употребление в связи с тем, что иностранные активы, продаваемые или покупаемые за национальную валюту, были представлены только двумя типами: (1) металлическим золотом и (2) конвертируемыми в золото валютами, набор которых на практике ограничивался валютами важнейших международных валютных центров, т.е. преимущественно долларом США и британским фунтом стерлингов. Из золотых запасов центральных банков и требований (депозиты до востребования и срочные депозиты, государственные ценные бумаги и т.д.), аккумулированных ими на денежных рынках США и Великобритании, образовался международный резервный фонд, из которого центральные банки могли черпать средства для интервенции на валютных рынках и поддержания относительных курсов национальных валют. Для удовлетворительного функционирования этой системы требовалось соблюдение двух необходимых условий. Прежде всего, темпы прироста средств международного резервного фонда должны были примерно соответствовать темпам роста объемов мировой торговли и производства, которые для всего мира в среднем составляли от 4 до 6 процентов в год. Более низкие темпы роста резервов могли привести к тому, что национальные правительства начали бы проводить дефляционную политику, прибегать к мерам контроля за внешней торговлей, вводить валютные ограничения или девальвировать национальные валюты. Поскольку каждая из стран, несмотря на замедление темпов прироста средств международного резервного фонда, пытается наращивать свои собственные резервы прежними темпами, круг стран, прибегнувших к тем или иным из перечисленных выше мер, имеет тенденцию постоянно расширяться. Напротив, более высокие темпы увеличения резервного фонда способны побудить некоторые государства к проведению чрезмерно экспансионистской бюджетной и кредитно-денежной политики, что усилило бы инфляционное давление в мире. Второе условие заключалось в гармонизации экономической политики различных стран, необходимой для того, чтобы каждая из них увеличивала свои резервы примерно такими же темпами, как и остальные страны. При отсутствии согласованной бюджетной и кредитно-денежной политики наблюдался бы постоянный отток резервов из стран, имевших дефицит платежного баланса, в страны с положительным сальдо этого баланса, который продолжался бы до полного исчерпания резервов у первой группы стран и, в конце концов, заставил бы их прибегнуть к введению торговых или валютных ограничений либо к девальвации. При той особой роли, которая отводилась резервным валютам в системе золотовалютного стандарта, вероятность соблюдения любого из двух условий изначально была чрезвычайно мала. До тех пор, пока страны с резервной валютой, США и Великобритания, могли бы финансировать дефицит своих платежных балансов за счет накопления центральными банками других государств долларовых и стерлинговых требований, темпы роста мировых резервов превышали бы 4-6%, увеличивая инфляционное давление. Если бы страны-кредиторы попытались обратить накопленные долларовые и стерлинговые требования в золото, США и Великобритания оказались бы не в состоянии выполнять эти требования и им пришлось бы отказаться от конвертируемости. Закономерный финал для фунта стерлингов наступил в сентябре 1931, а для доллара США - в августе 1971. Ограничения на конвертацию валют в золото и согласованные операции по спасению резервных валют путем предоставления Великобритании и США краткосрочных и среднесрочных кредитов в конечном итоге привели к недопустимо высокому уровню концентрации международных резервов в форме требований кредиторов к США и Великобритании. Таким образом, золотодевизный стандарт трансформировался в "договорный кредитно-резервный стандарт".